ВНИМАНИЕ!

Упражнения не рекомендуются беременным и детям, лицам с психическими нарушениями и в состоянии опьянения. Если вы относитесь к этим категориям лиц, то рекомендуем отказаться от работы с упражнениями.

КСЕНОПСИХОЛОГИЯ

Упражнения для моделирования мышления ксеноморфов


Здесь мы публикуем и будем постоянно дополнять упражнения для фантастов и мастеров фэнтези.

Ксенопсихология — психология иных существ в фантастике. Овладеть искусством выходить за пределы человеческого мышления и мастерски описывать психологию ксеноморфов. Чтобы создать убедительного инопланетянина или дракона, автору мало описать его чешуйчатые крылья или зеленоватое светящееся тело: нужно разрушить привычные схемы восприятия, эмоций и языка. Инопланетный разум — не просто биологический антагонист, а вызов привычному способу мышления.

Осваивая техники ксенопсихологии, писатель учится разбирать сознание на молекулы и до основания, отказываться от аксиом и открывать уникальные алгоритмы мышления, созданные им самим.

В этом блоке собраны упражнения и практики, которые помогут научиться моделировать логику и чувства существ из других миров, и обнаружить пределы собственного психологического воображения (достаточно быстро обнаружить собственные границы – вы ощутите железобетон физически)). Эти задания пробудят в вас навык наблюдать мир вне человеческих фильтров — и создавать по-настоящему оригинальных персонажей.


Источники:

Stanley Schmidt — "Aliens and Alien Societies"

Jeff VanderMeer — "Wonderbook: The Illustrated Guide to Creating Imaginative Fiction"

Vernor Vinge — эссе и его научно-фантастический роман “A Fire Upon the Deep”

Ursula K. Le Guin — эссе (“The Carrier Bag Theory of Fiction”, предисловия к романам, интервью)

Writers Digest, Clarkesworld Magazine, Analog Science Fiction Magazine — статьи

Mark J.P. Wolf — "Building Imaginary Worlds: The Theory and History of Subcreation"

Разделы из Gotham Writers Workshop "Science Fiction Writing: The Craft and the Business"


Многие задания также адаптированы из материалов англоязычных онлайн-курсов, воркшопов SFWA, форумных веток по worldbuilding и “alien character creation”, а также примеров упражнений из проектов SciFi Ideas, Reddit (r/worldbuilding, r/scifiwriting), Absolute Write Water Cooler.

Практический набор упражнений по ксенопсихологии (alien minds)
1.
Задание:
Придумайте существо, для которого основная эмоция — не радость, страх или печаль, а, например, "острота запаха" или "ощущение тепловых перепадов".

Упражнение:
  • Опишите сцену “праздника” глазами этого существа.
  • Как меняется восприятие событий в зависимости от силы его “главной эмоции”?
  • Что герою важно, что он не замечает вообще?
2.
Задание:
Опишите внутренний монолог существа,
— у которого нет Я (мыслят “мы” или “оно”, или ещё как-то, кроме Я),
— и который не может сам планировать действия (не имеет собственного Я), не может исходить из логики “прошлое – настоящее – будущее”, но может опираться на другие принципы (например, все решения принимаются коллективно и сразу).
3.
Упражнение:
— Герой не видит цвета, но различает вибрации.
Опишите, как для него выглядит комната с гостями и их мимикой.
4.
Задание:
Существо засыпает на 300 лет и пробуждается — все его “родственники” — потомки предыдущих себя.
Напишите короткий диалог: что вызовет непонимание? Какие концепции окажутся чуждыми при попытке объяснить прошлое?
5.
Упражнение:
  • Инопланетянин общается только выделением запахов/цветов/электромагнитных импульсов.
  • Напишите разговор о чем-то очень личном с человеком (или его попытку интерпретации).
6.
Упражнение:
Создайте поступок героя, который направлен не на выживание, а на распространение необычной разновидности информации (например, герои обязаны “заражать” окружающих своим сном, эмоцией или цветом).
7.
Опишите сцену нападения или заботы без единого узнаваемого человеческого стимула (страх//зависть/сострадание/любовь).
Потом попробуйте объяснить человеческому персонажу, что произошло, — через POV (Point of View) этого существа.
8.
Опишите сцену глазами существа, у которого вместо зрения — эхолокация, вместо слов — выделение пахнущих веществ, вместо мышления — коллективное бессознательное.
Под запретом — привычные человеческие категории (“вижу”, “говорю”, “думаю” и пр.).
9.
Выберите одно когнитивное ограничение (например, существо не различает прошлое и будущее, не делит мир на субъекты и объекты).
Опишите сцену диалога между этим существом и человеком — задача: отразить недопонимание и мыслительный разрыв.
10.
Придумайте задачу для ксеноморфа, не связанную с человеческой эмоциональной шкалой; например: стремление к максимизации цветового спектра, сбор информации во имя Hive-Log, ритуал синхронизации температур тела.
11.
Пусть герой-иномирянин выражает мысли только метафорами, запахами, формами, радиоволнами — напишите обмен сообщениями между ним и человеком, максимально избегая человеческих конструкций.
12.
Рассказ от третьего лица коллективного существа: все эмоции и мысли распределяются между сотнями подличностей и сразу идентифицируются ими (узнаются), а итоговое действие рождается не по принципу воли, а консенсуса.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ