4. Упражнения, исходя из опыта автораДля начинающихПростая, но структурная схема:
- Завязка: знакомьте героя с исходным конфликтом/ситуацией (например, получил письмо, странное происшествие, неожиданная встреча).
- Действие: герой что-то делает или реагирует (решение, попытка убежать, разговор).
- Неожиданный поворот/новый взгляд: в последних одном-двух предложениях появляется смысл, который герою (и читателю) не был ясен в начале (обратное раскрытие, новая ассоциация, память детства, неожиданный выбор).
Как писать:
Используйте простые, короткие предложения, не перегружайте сюжет множеством обстоятельств.
Пример:
“Дима получил странный конверт без обратного адреса. Помедлил, но всё же распечатал. На маленьком листке было всего одно слово: ‘вспомни’. В памяти возникло лицо старого друга, о котором он не вспоминал все эти годы.”Для опытных/профессионаловКомбинация жанров, стилистических и композиционных элементов:
- Завяжите сюжет, от лица героя, в стиле анекдота (сатиричный/комический старт).
- Оформите детали мира в жанре киберпанк: неологизмы, технологические реалии, цифровой мир.
- Добавляйте внутреннюю рефлексию и “длинные вспоминающиеся фразы” в духе Пруста (когда одна мысль порождает длинный поток ассоциаций, включающих скрытые чувства, отголоски прошлого, сложные размышления).
Как писать:
- Начинается смешно или абсурдно (“...Когда мой бот сбился с маршрута из-за очередного гэпа котировок коинов, я понял, что во Вселенной больше нет порядка.”)
- Деталями: цвета, запахи, интерфейсы, транспорт, коммуникации опишите киберпанковскую реальность.
- В “отступлениях” между действиями герой рефлексирует, погружается во внутренний монолог, построенный по принципу потока мыслей, длинных цепочек ассоциаций.
Пример:
“…Я всегда считал, что ни один алгоритм не способен заменить внезапность возникновения ощущения — так говорила мне старая фоторамка на стене, когда я был ещё человеком… А тут — в ладонь укладывается сюрреалистичный кей-фоб с голосом Сирианки. Странно, что даже самой закалённой душе порой хочется нежности…В такие моменты, когда звуки города тонут в собственной влажной памяти, я вдруг вспоминаю детство и мутное оконное стекло, и как капли дождя стекают на холодный металл подоконника, а мне казалось, будто он — подоконник, сумел обрести какую-то неуловимую нежность, стал вдруг неестественно похожим на живое существо.”